Пояснительная записка к учебному плану 2022- 2022 учебный год. Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение ООД. При составлении учебного плана по реализации основной образовательной программы учитывались следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273; Комментариями к ФГОС дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г №08- 249 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); Устав МБДОУ «Детский сад №5 «Ёлочка»; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №5 «Ёлочка»; В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ. Программа состоит из двух частей: Обязательной части; Части, формируемой участниками образовательных отношений. - Обязательна часть - обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования. - Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в соответствии с видом ДОУ – с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников и реализуется через дополнительные занятия приоритетного направления и кружковые занятия. Эта часть плана отражает специфику нашего образовательного учреждения, позволяет более полно реализовывать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объем обязательной части программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации программы, части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объема программы. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Образовательная деятельность ведется в соответствии с направлениями развития детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Для обеспечения развития личности, мотивации и способностей детей в плане представлены 4 направления развития и образования детей (образовательные области): познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Образовательная область социально-коммуникативное развитие реализуется в течение всего дня – в режимных моментах и организованной деятельности и включает в себя социализацию, развитие общения, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, формирование представлений о семье и обществе, трудовое воспитание, формирование основ безопасности. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В I группе раннего возраста непосредственная образовательная деятельность составляет 1час 40 минут в неделю. НОД осуществляется в первую половину дня и во вторую по 10 минут. Для детей в возрасте от 1,6до 3 лет. В младшей группе, от 3 до 4 лет объем недельной образовательной нагрузки составляет 2 часа 45 минут. Продолжительность НОД – 15 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 30 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – 10 минут. Занятия по дополнительному образованию проводят во второй половине дня 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут. В средней группе объем недельной образовательной нагрузки составляет 3 часа 25 минут. Продолжительность НОД – 20 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 40 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами непосредственной образовательной деятельности – 10 минут. Занятия по дополнительному образованию проводят во второй половине дня 1,5 раза в неделю продолжительностью 20 минут. В старшей группе объем недельной образовательной нагрузки составляет 6 часов 15 минут. Продолжительность НОД – 25 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня – 1 час 15 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводят физкультминутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – 10 минут. Занятия по дополнительному образованию проводят во второй половине дня 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут. Учебная нагрузка: Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ в разновозрастных группах для детей дошкольного возраста: - для детей от 2-х до 3-х лет – 1 час 40 минут; - для детей от 3-х до 4-х лет – 2 часа 45минут; - для детей от 4-х до 5-ти лет – 4 часа; - для детей от 5-ти до 6-ти лет - 6 часов 15 минут; Продолжительность непрерывной обязательной образовательной деятельности - для детей от 2-х до 3-х лет – не более 10 минут; - для детей от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут; - для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут - для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут; Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут Обязательная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Еѐ продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине обязательной образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Обязательная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину. Обязательная образовательная деятельность физкультурнооздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 60% общего времени, отведенного на обязательную образовательную деятельность. В середине года (январь) для воспитанников организуются недельные каникулы. Во время которых, проводится НОД только физического и художественно-эстетического направлений. 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 Физическое развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке ИТОГО: 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 10 1 ч. 40 мин. 40 6 ч.40 мин. 360 60 ч. 10 2 ч. 30 мин. 40 10 ч. 360 90 ч. 13 4 ч. 20 мин. 52 17 ч. 20 мин. 468 156ч. 13 5 ч. 25 мин. 52 21 ч. 40 мин. 468 195 ч. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Дежурства Прогулка ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Игра Самостоятельная деятельность детей в центрах ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 5. (уголках) развития Индивидуальная работа с детьми Физическое развитие Двигательная деятельность Речевое развитие Речевая деятельность Познавательное развитие познавательноисследовательска я деятельность Познавательное развитие ФЭМП Художественноэстетическое развитие Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность Сенсорное развитие ИТОГО: Содержание деятельности педагогов в ходе режимных Периодичность Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 9 9 9 9 Периодичность 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 6. моментов Сюжетноролевые игры Дидактические и развивающие игры Подвижные игры Наблюдения Конструктивномодельная деятельность Экспериментиров ание Театрализованны е игры Чтение и рассказывание Беседа с детьми Рассматривание иллюстраций Трудовая деятельность Развлечения Целевые прогулки, экскурсии Культурно – досуговая деятельность Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 Ежедневно Ежедневно 1 Ежедневно Ежедневно 1 Ежедневно Ежедневно 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Ежедневно (самообслуживание) 1 - Ежедневно (самообслуживание) 1 - Ежедневно (самообслуживание) 1 1 раз в месяц Ежедневно (самообслуживание) 1 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Образовательные области Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Организованная образовательная деятельность Ознакомление с окружающим миром Формирование элементарных математических представлений Конструирование Развитие речи Рисование Лепка Аппликация Музыка Физическая культура (в помещении) Физическая культура (на свежем воздухе) Группы общеразвивающей направленности II младшая группа II младшая группа Средняя группа Старшая группа раннего возраста 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 0,5 0,5 2 2 1 1 0,5 0,5 2 2 1 2 2 0,5 0,5 2 2 1 1 1 1 10/2 ч 30 мин 26 ч 10/3ч. 20 мин 25 ч 40 мин 13/5ч. 24 ч 30 мин 28 ч 30 мин 29 ч. 29 ч 30 мин 19 ч. 19 ч. 20 мин. 19 ч. 40 мин. Итого: 10/1 ч 40 мин Объем времени по реализации обязательной части 25 ч 20 мин ООП в совместной деятельности воспитателя с детьми режимных моментах и самостоятельной деятельности ИТОГО: 27ч. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речевое развитие . Познавательное развитие. Физическое развитие Объем времени по реализации части, формируемой 18 ч. участниками образовательных отношений ООП в интегрированной ОД, в совместной деятельности воспитателя с детьми, режимных моментах и самостоятельной деятельности ИТОГО: 45 ч. 47 ч. 30 мин. 48 ч. 20 мин. 49 ч. 10 мин.