МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «ЁЛОЧКА» г. Кяхта, ул. Пивзаводская,5, тел.8(30142)91-2-76, kyahta.elochka@mail.ru Паспорт предметно-пространственной среды во второй младшей группе Паспорт развивающей предметно-пространственной среды (центров активности) во второй младшей группе "Василёк" (2023/20234учебный год). Воспитатель: Тулбурова Маргарита Валерьевна. В соответствии с ФОП ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создана для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей. При создании среды развития в группе учтены следующие параметры: содержательно-насыщенная, развивающая; трансформируемая; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая; эстетически оформленная. Все пространства в группе разделено на определенные зоны или уголки, которые при желании и необходимости, трансформируются. Они оснащены развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Приемная Приемная оформлена с целью осуществления педагогического просвещения родителей, консультативной помощи семье. На стендах размещена постоянная информация для родителей: режим дня (в зависимости от периода, расписание организованной образовательной деятельности с детьми на текущий учебный год, возрастные особенности детей, а также памятки по поддержанию детей во время адаптации к ДОУ, консультации для родителей, медицинские рекомендации и советы по укреплению и сохранению здоровья детей, рекомендации по безопасному поведению в различных ситуациях, листок здоровья (рост, вес детей группы, объявления, приглашения, информация по проведению каких-либо мероприятий; выставка детских работ: лепка, аппликация, рисование; совместное творчество детей и родителей. Для каждого ребенка есть индивидуальный шкафчик с картинкой. Предметно- развивающая среда приемной соответствии с темой недели (месяца, периода). Оборудование: 1. Кабинки; меняется посезонно, в 2. Диван; 3. Кресло; 4. Стенды. Групповая комната Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. РППС в группе даёт возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей; обеспечивает реализацию образовательной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания. Оно обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность, с доступными детям материалами, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. РППС трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Вариативность среды и разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования создаёт условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр, таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния. В группе оборудованы центры и зоны по образовательным областям в соответствии с ФОП. Центр книги Формирует навыки слушания художественной литературы, умения обращаться с книгой. Обобщает и расширяет представления об окружающем мире. Оборудование: 1. Книги; 2. Раскраски. Центр экологического воспитания Помогает развивать наблюдательность, воспитывает у детей ценностные ориентации, доброту, гуманное, бережное, заботливое отношение ко всему живому. Экологический цент знакомит детей с доступными явлениями природы, дети узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощами фрукты и т. д. Оборудование: 1. Набор лесных животных; 2. Набор домашних животных; 3. Макет леса. Центр изобразительной деятельности Развивает интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности. Центр творчества оснащен необходимым материалом изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, стаканчики для воды и пр.). Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Оборудование: 1. Краски; 2. Альбомы; 3. Фломастеры; 4. Кисточки; 5. Баночки-непроливайки; 6. Доски для лепки; 7. Пластилин; 8. Карандаши; 9. Цветной картон; 10.Цветная бумага; 11.Стеки; 12.Ножницы; 13.Клей. Центр патриотического воспитания Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственных праздниках и явлениях общественной жизни. Чувство Родины начинается с любви к тому, что видит ребенок перед собой и что вызывает отклик у него в душе. Большую роль здесь играет предметно-пространственная среда, и правильно организованный нравственно- патриотический центр, который расположен в группе, где ребенок знакомится ежедневно с информацией в центре. Центр находится в зоне свободного доступа детей. Оборудование: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Флаги; Портрет президента РФ; Портрет Главы республики; Герб РФ; Герб республики; Гимн РФ; Гимн республики. Центр театрализованной деятельности Это важный объект развивающей среды. Именно театрализованная, музыкальная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, учатся говорить. Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворении. Оборудование: 1. 2. 3. 4. Маски зверей; Кукольный театр; Русско-народные костюмы; Костюмы для сказок. Центр экспериментирования Центр экспериментирования в группе помогает нам организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игреэкспериментировании с различными предметами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка). Оборудование: 1. Световой планшет для рисования песком; 2. Стол игровой «Вода и песок». Центр конструирования Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованной деятельности дети учатся не только сооружать отдельные предметы из строительного материала (дома, машины, башни и т. д., но и приобретают обобщенные умения – целенаправленного рассматривать предметы, сравнивать их, видеть в них общее и различное, находить части из которых оно состоит, делать выводы и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, т. е. дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. Оборудование: 1. 2. 3. 4. Кубики пластмассовые; Конструктор; Пирамидки; Фигурный конструктор из дерева. Центр физической активности «Центр двигательной активности» должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в спортивном зале, на спортивной площадке, что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии. Оборудование: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Мячи; Обручи; Кегли; Скакалки; Веревки; Коврики мягкие для хождения босиком; Кольцеброс. Центр музыки Музыкальный уголок-это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуть детей в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьёт воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Согласно ФОП музыкальный уголок должен находиться в освещенном, легкодоступном для детей месте, именно поэтому зона, которую выбрала я находиться напротив окна, тем самым она хорошо освещена, также эта зона легкодоступна детям. Оборудование: 1. Погремушка; 2. Металлофон; 3. Барабан; 4. Дудочка; 5. Бубен; 6. Деревянные ложки; 7. Свистульки.