ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ123

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Пояснительная записка…………………………………………………………..4
Паспорт программы………………………………………………………………5
Информационная справка о ДОУ………………………………………………..8
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа..…………...11
Концепция Программы развития……………………………………………….20
Основные мероприятия по реализации Программы..………………………....24
Ожидаемые результаты Программы…..…………………………………….....27
Оценка результатов Программы..………………………………………………29

2

ВВЕДЕНИЕ
Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый
процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующееся
разноуровневой организацией, инновационной направленностью и постоянно
увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный, требующий
организации, согласованности действий всех сотрудников учреждения, контроля над
промежуточными результатами.
Программа развития МБДОУ (далее Программа) - это система действий для
достижения желаемого результата развития учреждения. Программа направлена на
повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка» и
предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее реализации
- руководителя образовательной организации, педагогов, детей и их родителей.
Основное предназначение программы

Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности
ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных
целей развития ДОУ.

Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного
учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии,
поддержании и укреплении здоровья, а так же на оказание качественной коррекционной
помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.

Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения.

Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научнометодического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и
действиями деятельности ДОУ.

Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех
субъектов образовательной и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.
Качественные характеристики программы
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем
для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционнообразовательного процесса детского сада.
Прогностичность- данная программа отражает в своих целях и планируемых
действиях не только настоящие, но и будущие требования к дошкольному учреждению.
Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых возможно при
реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям
и условиям, в которых она будет реализоваться.
Рациональность - программой определены цели и способы получения максимально
возможных результатов.
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и
возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих
полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ,
концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые
результаты).
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели и
задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов
развития ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых
способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного
уровней.
3

Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не
глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского
сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и
родителей.
Работа над Программой развития состояла из нескольких этапов:

анализ внешней среды (тенденций социально-экономического развития
общества, образовательной политики федерального и регионального уровня, социального
заказа микросоциума), формулирование консолидированного социального заказа
дошкольному образованию;

анализ внутренней среды (соответствие деятельности ДОУ социальному
заказу, т.е. выявление сильных и слабых сторон);

разработка концепции образовательного учреждения (миссии и философии
ДОУ, образ педагога, образ выпускника ДОУ);


определение стратегических целей и задач;



разработка социально-педагогических проектов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном
образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование
становится первой ступенью системы образования, впервые утвержден ФГОС
дошкольного образования. Реализуется новая финансово-экономическая модель
(муниципальное задание, подушевое финансирование и пр.)
Целевыми установками образовательной политики государства на современном
этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение
качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать
в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
В современной системе дошкольного и школьного воспитания на начальном этапе
непрерывного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее
содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием
большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко
реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало
тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных
образовательных учреждений.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению
образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и
удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития ДОУ,
представляющей собой систему, направленную на видение перспективы развития
детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного
достижения поставленных целей.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Приоритетной становится совместная детско-взрослая проектная деятельность.
При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и
резервные возможности образовательного учреждения, специфика региональных
4

традиций образования, потребности родителей воспитанников, профессиональный
уровень педагогов.
Наличие данной программы обеспечивает системность и преемственность в
реализации воспитательных и образовательных задач, помогает исключить дублирование
в работе учреждения, фокусировать внимание на актуальных проблемах педагогической
деятельности, более эффективно реализовывать требования ФГОС ДО.
В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 5
лет, учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями,
переориентация педагогического коллектива на современные образовательные технологии
в условиях развития ДОУ.
Паспорт программы развития на 2021-2026 г.
Наименование Программа развития МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка» на 2021-2026 г.
программы
Основания
1. Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
для
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об
разработки
образовании в Российской Федерации»).
программы,
2. «Об
утверждении
федерального
государственного
нормативные
образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ
документы
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155);
3. "Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных
организаций»
(Постановление
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
4. Конституция РФ
5. Закон Российской Федерации «Об образовании», вступивший в
силу 1 сентября 2013года.
6. Конвенция о правах ребенка.
7. Устав МБДОУ.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от
14.10.2013года № 1155)
9. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки
России от 30 августа 2013 г. N 1014);
Разработчик
программы
Основные
исполнители
программы
Сроки
выполнения и
этапы
реализации
программы

Заведующий детским садом – Кудрявцева Ольга Юрьевна
Администрация МБДОУ; Педагогический совет;
Сотрудники
ДОУ;
Родители
(законные
несовершеннолетних воспитанников.
Социальные партнѐры
Программа реализуется в период с 2021г. по 2026 г.

представители)

5

Назначение
программы

Проблема

Цель

Задачи

Основные

- Программа развития предназначена для определения перспективных
направлений развития образовательного учреждения на основе анализа
работы МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка» за предыдущий период.
- В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные
направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
- Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
развития ФГОС, создание условий для сохранения, приумножения
культурных и духовных ценностей народов России; становление
открытой, гибкой и доступной системы образования.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях,
заданных ФГОС ДО, основными ориентирами которого являются:
 повышение социального статуса дошкольного образования;
 обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребѐнка в получении качественного дошкольного образования и
государственных гарантий уровня и качества ДО на основе
единства обязательных требований;
 сохранение
единства образовательного пространства РФ
относительно уровня ДО.

объективное ухудшение здоровья поступающих в детский
сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного
образования;

недостаточная готовность и включѐнность родителей в
управление качеством образования
детей через общественногосударственные формы управления;

необходимость интенсификации педагогического труда,
повышение его качества и результативности педагогов к применению
современных образовательных технологий;
необходимость расширения сферы дополнительных образовательных
услуг.
Обеспечить условия для функционирования ДОУ как открытого,
современного учреждения реализующего качественные образовательные
услуги, максимально удовлетворяющие социальный заказ государства и
родительского сообщества ДОУ.
 Модернизация системы управления ДОУ;
 Обновление и расширение материально-технической базы ДОУ в
соответствии с требованиями времени и инновационными
задачами работы коллектива;
 Сохранение качества воспитания и образования в ДОУ;
 Повышение
эффективности
использования
средств
информатизации в образовательном процесс;
 Использование
возможностей сетевого взаимодействия и
интеграции в образовательном процессе;
 Введение дополнительного образования, как совокупности услуг,
доступных для широких групп воспитанников;
 Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского
сада и семьи с учѐтом индивидуальных особенностей и
потребностей родителей воспитанников.
Программа осуществляет три основные функции:
6

-очерчивает стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;
-ориентирует всю деятельность на конечный результат.
Принципы

программно-целевого подхода, который предполагает единую
образовательн
систему планирования и своевременное внесение корректив в
ой
планы;
деятельности

информационной компетентности участников образовательного
ДОУ в рамках
процесса о происходящем в ДОУ: целевые установки доводятся до
программы
каждого участника педагогического процесса путем обсуждения и
Развития
принятия соответствующих решений на педагогическом совете
ДОУ;

вариативности, предполагающей осуществление различных
вариантов действий по реализации задач развития ДОУ;
включения в решение задач программы развития всех субъектов
образовательного пространства.
Январь 2021 – декабрь 2026 гг.
Сроки
реализации
Программы
функции
Программы

Ожидаемые
результаты

1.конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг
2.повышение числа педагогов, имеющих первую или высшую
квалификационную категории;
3.активное участие педагогического коллектива в распространении
опыта на муниципальном, областном, федеральном уровнях, в том числе
повышение публикационной активности.
4. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и
технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями
ФГОС ДО.
5. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
6. Сохранение и укрепление положительной динамики состояния
здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды:
благодаря проектированию и реализации профилактической работы,
приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими
разнообразными видами двигательной активности.
7. Совершенствование форм взаимодействия с семьями воспитанников,
направленной на усиление родительской активности и ответственности
родителей за воспитание детей, выявление лучшего опыта семейного
воспитания, повышение компетентности родителей (законных
представителей) в установлении партнерских отношений;

Этапы
реализации
Программы

Программа рассчитана на 5 лет с 2021-2026гг.
Реализуется в три этапа:
I этап (подготовительный) январь 2021 г.- сентябрь 2021 г.,
организационно-подготовительный этап (создание условий для
реализации программы);
7

Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы Развития
II этап (реализации) сентябрь 2021 г.- сентябрь 2026 г., практический
этап (работа по преобразованию существующей системы);
Цель: практическая реализация Программы Развития
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2026 г., итоговый: аналитическиинформационный
этап
(мониторинг
эффективности
реализации
программы, аналитическая оценка качественных и количественных
изменений, произошедших в учреждении).
Система
контроля за
реализацией
Программы

Комплексная система мониторинга качества образовательного процесса,
эффективности реализации всех структурных блоков программы.
Результаты контроля ежегодно обсуждаются на итоговом педагогическом
совете, предоставляются общественности через публикации на сайте
ДОУ.

Финансовое
обеспечение
Программы

Выполнение программы обеспечивается за счѐт различных источников
финансирования:
бюджет
и
внебюджетные
дополнительные
привлеченные
средства
(спонсорские
взносы,
добровольные
пожертвования для ведения уставной деятельности и прочие доходы,
расширенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими
финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения).

Риски

Пассивность педагогической общественности по отношению к
заявленным направлениям взаимодействия;
Непонимание и нежелание родителей участвовать в жизни детского сада и
совместно решать общие задачи;
Сдвиг сроков выполнения проектов Программы;
Не достижение всех заявленных результатов;

Исходное состояние МБДОУ«Детский сад № 5 «Ёлочка».
Информационная справка.
Полное
наименование ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 5 «Ёлочка»

Адрес

671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, город
Кяхта, улица Пивзаводская, дом 5
Администрация МО «Кяхтинский район»
Реализация
основной
образовательной
программы
дошкольного образования; присмотр и уход за детьми в
возрасте от двух лет до 7 лет.
- охрана жизни и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников;
обеспечение
познавательно-речевого,
социальноличностного, художественно-эстетического и физического
развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей

Учредитель
Предмет
деятельности ДОУ
Вид деятельности

8

гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения
полноценного развития воспитанников;
- оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам
воспитания, обучения и развития детей;
- организация оздоровительных мероприятий, оказание
профилактической помощи воспитанникам.
Лицензия
регистрационный № 2045 серия 03Л01, № 0000529, выдана
«16» января 2014 г., бессрочная
ОГРН
1020300715808
ИНН
0312004586
Телефон
8 - (30142)91276
Сайт
https://dsadelochka.tvoysadik.ru.
Почта
kyahta.elochka@mail.ru
Социальное
БРИОП г. Улан-Удэ, «СОШ № 3» г. Кяхта, Дошкольные
партнерство
учреждения города и района, «Центр дополнительного
образования», Детская поликлиника, Медицинский
колледж, Аптека, Комитет по физкультуре и спорту,
Стадион,
Детская школа искусств,
Городской
краеведческий музей им. В.А. Обручева, Детская
библиотека, Пожарная часть, Пограничная застава имени
Г.А. Гармаева, ГИББД, ПДН, Радио, телевидение, газета,
СМИ.
Детский сад введен в эксплуатацию в 1981 году, проектная мощность 4 группы. Рядом с
детским садом находятся социально значимые объекты: Магазин «Юбилейный»,
остановка общественного транспорта, городской стадион и баннер с портретом героя
Советского Союза П.И. Баннова.
Площадь территорий детского сада огорожена и хорошо озеленена различными породами
деревьев, кустарников и многолетних цветов. На территории расположены 4 прогулочных
участка. Участки оснащены стационарным игровым оборудованием, отделены друг от
друга ограждением. На территориях имеются хозяйственные зоны. В летнее время года
разбиваются клумбы и цветники. В зимний период строятся снежные постройки.
Общая площадь всех помещений детского
сада
Площадь
групповых
помещений
(приемных, спален, игровых, туалетных и
буфетных комнат)
Музыкальный зал
Методический кабинет
Овощехранилище
Помещение для работы медицинского
работника
Помещения для питания воспитанников
(кухня)
Объекты
хозяйственно-бытового
и
санитарно-гигиенического назначения:

701,96 кв. м.
401,00 кв.м.
46,14 кв.м.
10,66 кв. м.
14,08 кв. м.
18,33 кв.м
46,08 кв.м.

9

-прачечная

34,96 кв.м.

Состояние материально-технической базы МБДОУ соответствует педагогическим
требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные
компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для
полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и
социально-коммуникативного развития детей
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на принципах
ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей,
интересов, уровня активности.
Групповые помещения ДОУ (всего 4 групповые ячейки) оснащены удобной детской
мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей и требованиям СаНПиН.
РППС постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и
родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование групповых
помещений соответствует возрасту воспитанников группы, познавательным,
интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям программно-методического
комплекта: в каждой группе оборудованы центры активности для самостоятельной
деятельности детей, такие как: «центр экспериментирования», «центр познания», «центр
творчества», «игровой центр», «литературный центр», «спортивный центр». Воспитатели
групп регулярно пополняется содержание данных центров дидактическим, сюжетным,
познавательным и развивающим материалом.
Все больше в группах появляется
материалов, активизирующих познавательную
деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы
для опытно-поисковой работы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,
мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения,
экспериментирования,
составления
коллекций.
Оборудование
предметнопространственной среды подбирается с учетом половой принадлежности воспитанников:
для мальчиков и девочек. За прошедший учебный год были приобретены игровые центры
(«Магазин», «Больница», «Кухня» и др.), пополнен фонд игрушек для сюжетно-ролевых,
театрализованных, подвижных игр воспитанников в группе и на прогулке.
В группах имеются зоны для индивидуальной и самостоятельной работы с детьми,
которая направлена на оптимизацию выявленных затруднений детей, отработку и
закрепление пройденного материала.
Согласно
программным задачам. Каждая группа подбирала мебель по своим
потребностям и согласно структуре помещений.
Игрушки, развивающие игры и пособия в соответствии возрастным особенностям детей и
количеству детей в группах.
В развивающем пространстве детского сада (фойе) и лестничная площадка имеют
тематическое оформление .В настоящее время в детском саду в состав информационно технической базы входят: 3 комплекта ПК, 2 ноутбука, 1 сканер, 2 принтера, 1
мультимедийный проектор, 1 мультимедийный экран, 4 телевизора.
Режим работы ДОУ
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое
состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой
направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Детский сад работает с понедельника по пятницу с 7.45 до 18.15. Гибкость режима
проявляется к детям, посещающим музыкальную школу, спортивные секции,
художественные школы. Продолжительность занятий от 10 до 30 минут, среднее их
количество от 1 до 3-х в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке.
10

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка» на 2021-2026 г.г.
Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2021-2026 годов
обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социальноэкономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая
цель государственной политики в области образования – повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития
экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается
неизменной на повестке дня.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования
является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования,
обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения
ребенка в школе.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования
невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении.
Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний
воспитанниками, но и на развитие личности, где ребѐнок выступает как субъект
разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем
мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на
ребѐнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий,
обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребѐнка и сотрудника,
мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса.
Главная цель разработанной программы ДОУ – повышение качества воспитания и
образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные
услуги в отношении детей дошкольного возраста.
Обеспечение безопасности
1.
В детском саду разработан
паспорт безопасности (антитеррористической
защищенности).
2. Имеется Декларация пожарной безопасности.
3. В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка
пожарной сигнализации.
4. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и
ПДД.
5. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.
Питание в ДОО осуществляется в соответствии с 10-дневным меню и обеспечивает
сбалансированное 3-х разовое питание детей в группах с 10,5 часовым пребыванием в
соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации питания
учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный
объем блюд по приему пищи (в граммах). Система работы по здоровье сбережению
воспитанников, консолидирующая интересы всех участников педагогического процесса,
направлена на формирование у детей ответственного отношения к здоровью, оказание
коррекционной помощи детям.
Воспитанникам Учреждения гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
11

- защита его достоинства;
- удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его возрастом и
индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- получение помощи в коррекции отклонений в физическом и психическом развитии
детей;
- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
Вывод: социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации
воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с
социальной действительностью, не покидая пределов микрорайона. Вся работа по
обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются,
прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности,
гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы,
работает пожарно-техническая комиссия, комиссия по охране труда. Все предписания
контролирующих органов своевременно исполняются.
Социальный паспорт семей воспитанников
По социальному составу преобладают полные семьи. Половина родителей имеет
средне – специальное образование, более 30% имеют высшее образование и остальные
имеют среднее.
Таким образом, можно говорить о тенденциях в развитии современной семьи,
повысился образовательный уровень семей.
С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье
и ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в себя:
1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с
программой).
2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы
мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.
3. Реализация общих мероприятий: совместные праздники, родительские собрания,
обустройство участков и помещений детского сада.
4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи:
посещение ребенка на дому, почтовый ящик «Поговорим о наших детях», буклеты с
оперативной информацией, консультации, беседы.
Структура управления ДОУ.

12

Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Кяхтинский район».
Функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции исполняет МКУ РУО
«Кяхтинский район».
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными
актами:
- договоры с Учредителем, родителями;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- должностные инструкции;
- договора с другими организациями.
Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с
действующим законодательством и Уставом, которое строится на принципах
единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является
руководитель (заведующий) образовательного учреждения. Коллегиальными органами
являются: общее собрание работников и педагогический совет образовательного
учреждения. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и
деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение
основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в
работе детского сада.
Педагогический совет МБДОУ функционирует в соответствии с Уставом учреждения и
Положением о Педагогическом совете МБДОУ.
Согласно годовому плану в течение учебного года проходили педагогические советы
консультации для педагогов ДОУ.
В МБДОУ проходят общие собрания работников по различным темам. Это
знакомство с новыми нормативно-правовыми и законодательными актами, выборы
председателя ППО, итоги работы учреждения за прошедший учебный год, принятие
локальных документов, обсуждение самоанализа деятельности Учреждения, итоги
подготовки детского сада к осеннее - зимнему периоду.
Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и
согласованности всех субъектов образовательного
процесса: детей, родителей
и педагогов, также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов
и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям,
доверию,
возможностям
личностного роста.
Это
позволяет
успешнее
прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать
дальнейшие перспективы развития учреждения.
В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система
административного и оперативного управления коллективом.
Практикуется:
материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение
консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и
инструкций.
Проблемное поле:

Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности,
инертность перед новыми активными формами работы.

Низкая активность Совета родителей.

Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения.
Образовательная
деятельность
ДОУ.
программы, оценка качества образования).

(Реализация

образовательной

В учреждении функционирует 4 группы общеразвивающей направленности.
Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
определяется основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 5
13

«Ёлочка», разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с Федеральным
государственным стандартом дошкольного образования, на основе основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, которая обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному,
познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает
достижение воспитанниками готовности к школе.
На основе этой программы составлен учебный план и режим организованной
образовательной деятельности по всем возрастам учащихся.
Основными формами работы в дошкольном образовательном учреждении являются:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения);
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Воспитателями групп проводится диагностика уровня развития детей на начало и конец
учебного года. На основании диагностических карт составляется сводная таблица. Анализ
освоения программного материала показывает высокий уровень освоения программы
детьми всех возрастных групп.
В целях обеспечения готовности дошкольников к поступлению в школу проводятся
экскурсии в школу. Это позволяет повысить уровень мотивационной готовности детей,
снизить страх перед школой.
Выпускники ДОУ проявляют собственную
самостоятельность и независимость от взрослых, осознание себя, своих достоинств и
недостатков. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками дети осознают
своѐ социальное «Я» и понимают характер отношений к ним окружающих. Воспитанники
усвоили этические мерки, принятые в обществе, способы общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности;
учатся создавать новые инициативные сюжетные игры, основываясь на собственные
разносторонние представления о действительности, устанавливать ролевые отношения,
создавать игровую обстановку, использовать реальные предметы и их заместители,
обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; научились устанавливать
дружеские, партнѐрские взаимоотношения в игровых объединениях по интересам,
договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, разрешать конфликты;
могут проявлять произвольность поведения, поощрять инициативность игровых
замыслов. Дети уверенные, инициативные, эмоционально отзывчивые; у них
сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками; уважительное
отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации; проявляют интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их
труда, получены позитивные установки к основам безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточном
уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников ДОУ.
Особое внимание при организации образовательного процесса отводится работе с
родителями, которая включает в себя:

адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с
лицензией, Уставом ДОУ, ООП и другими локальными актами);

выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы
мероприятий и подбор дифференцированных форм работы;

совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие
мероприятия.
14

Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых
субъектов образовательного процесса показывает, что:
- дети, посещая детский сад, удовлетворяют свои познавательные интересы,
потребность в общении со сверстниками, дети с интересом и пользой проводят свое
время, участвуют в мероприятиях, организуемых на уровне МБДОУ и города.
- ДОУ оснащено достаточным количеством игрушек и игрового материала.
- в успехах детей есть очевидные заслуги педагогов детского сада.
- доступность полной информации о жизнедеятельности ребенка в детском саду
- педагоги оказываю разнообразную помощь в вопросах воспитания детей.
В ДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов родителей
детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители получают
информацию о целях и задачах учреждения, имеют возможность обсуждать различные
вопросы пребывания ребенка в ДОУ участвовать в жизнедеятельности детского сада.
Задача активного вовлечения родителей в образовательный процесс выполняется.
Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ
Управление деятельностью всех работников учреждения осуществляет администрация
ДОУ в лице: заведующего детского сада О.Ю. Кудрявцевой.
Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано педагогическими
кадрами. Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей,
состоит из 6 человек: 5 воспитателей, 1 музыкальный руководитель.
Педагогический стаж
По стажу

до 5 лет
4 человека
67 %
от 5 до 10 лет
2 человека
33 %
от 10 до 15 лет
свыше 15 лет
Работа с кадрами в 2020 – 2021 учебном году была направлена на повышение
профессионализма, творческого потенциала педагогической культуры педагогов, оказание
методической помощи педагогам.
Уровень образования педагогов МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка».
По образованию

высшее педагогическое образование

1
17 %
человек
не оконченное высшее педагогическое 1
17 %
образование
человек
Средне – специальное педагогическое 4
66 %
образование
человека
Все педагоги ДОУ имеют профессиональное педагогическое образование. Педагоги
постоянно повышают уровень профессиональной компетентности.

По графику курсы повышения квалификации проходят все педагоги.
Характеристика квалификационных критериев педагогов такова:
15

2020 -2021 годы
высшая категория
первая категория
2 педагога — 33 %
соответствие
1 педагог — 17 %
без категории
3 педагога – 50 %
Всего аттестованных
3 педагога – 50 %
Уровень категорийности педагогического состава составляет 50 %, Задача
повышения уровня квалификации педагогического состава успешно решается.
Образовательный уровень педагогов растѐт.
Имеют награды: 1 педагог – «Почетная грамота Министерства образования и
Науки РФ».
Педагогический коллектив квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической
культуры, молодой, перспективный. В ДОУ созданы условия для профессионального
развития педагогов. Все это в комплексе дает хороший результат в организации
педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания
дошкольников. Коллектив ДОУ работоспособный, стабильный, имеет большие
перспективы в профессиональной деятельности. Психологический климат в детском
саду является благоприятным для педагогического творчества, развития и внедрения
инновационных процессов, способствующих гуманизации воспитания.
Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ:
низкий уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в
образовательном процессе;
Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью
педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением
ИКТ в образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной
модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением
документации в соответствии с ФГОС.
Программно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ
В настоящее время ДОУ осуществляет образовательный процесс с детьми по
Основной общеобразовательной программе ДОУ, выстроенной в соответствии с
программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО. Программа предусматривает воспитание и
развитие детей по пяти образовательным областям: речевая, познавательная социальнокоммуникативная, физическая и художественно-эстетическая. Образовательный процесс в
ДОУ строится в соответствии с учебным и годовым планом, рабочей программой
воспитателя.
В учреждении созданы условия для разностороннего развития и оздоровления детей.
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения отвечает требованиям
организации образовательной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы учреждения в полном объеме. Образовательный процесс
оснащен необходимыми учебно-методическими материалами для полноценной
реализации образовательной программы детского сада, наглядными пособиями.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) организована на принципах
ФГОС ДО. РППС организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей,
интересов, уровня активности.


16

Групповые помещения ДОУ оснащены удобной детской мебелью, соответствующей
возрастным особенностям детей и требованиям СаНПиН.
РППС постоянно модернизируется согласно потребностям и возможностям детей и
родителей, соответствует всем требованиям безопасности. Зонирование групповых
помещений соответствует возрасту воспитанников группы, познавательным,
интеллектуальным и физическим особенностям, требованиям программно-методического
комплекта: в каждой группе оборудованы центры активности для самостоятельной
деятельности детей, такие как: «центр экспериментирования», «центр познания», «центр
творчества», «игровой центр», «литературный центр», «спортивный центр». Воспитатели
групп регулярно пополняется содержание данных центров дидактическим, сюжетным,
познавательным и развивающим материалом.
Все больше в группах появляется материалов, активизирующих познавательную
деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы
для опытно-поисковой работы, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,
мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения,
экспериментирования,
составления
коллекций.
Оборудование
предметнопространственной среды подбирается с учетом половой принадлежности воспитанников:
для мальчиков и девочек. В группах имеются зоны для индивидуальной и
самостоятельной работы с детьми, которая направлена на оптимизацию выявленных
затруднений детей, отработку и закрепление пройденного материала.
Согласно программным задачам. Каждая группа подбирала мебель по своим
потребностям и согласно структуре помещений.
Позитивный результат в воспитании и образовании дает эффективное использование
материально - технических ресурсов учреждения, в которых за последние годы
произошли качественные изменения.
В настоящее время в детском саду в состав информационно - технической базы
входят: 3 комплекта ПК, 2 ноутбука, 1 сканер, 2 принтера, 1 мультимедийный проектор, 1
мультимедийный экран, 4 телевизора. Заметно выросло число педагогов, которые
применяют ИКТ в образовательном процессе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля
2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно – телекоммуникативной сети «Интернет»
и обновления информации об образовательной организации» и изменений в редакции
Постановлений Правительства РФ от 20.10.2015 №1120 и от17.05.2017 №575 в МБДОУ
открыт Интернет – сайт, содержащий следующую информацию:
- сведения об образовательной организации (дата создания образовательной организации,
об учредителе, о месте нахождения образовательной организации, режиме, графике
работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты);
- о структуре и об органах управления образовательной организации;
- о федеральных государственных образовательных стандартах
- о руководителе образовательной организации и о персональном составе педагогических
работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
-о материально – техническом обеспечении образовательной деятельности;
-о количестве вакантных мест и пр.
При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении
обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о
персональных данных.
Пищеблок состоит из трех блоков: блок сырой продукции, вареной продукции и
готовой продукции. Оборудование пищеблока соответствует требованиям СанПиН и
Роспотребнадзора.

17

В ДОУ имеется участки для прогулок - эстетически оформленные, оборудованные
для осуществления двигательной активности на участке. Все оборудование соответствует
требованиям СанПиН и Роспотребнадзора.
На стадионе расположено оборудование по краям так, чтобы большую его часть
использовать для проведения подвижных и спортивных игр, физкультурных праздников и
досугов. Во время игр и занятий на свежем воздухе у детей формируются умения
использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. А
использование разнообразного, привлекательного своей формой и окраской оборудования
помогает нам поддерживать интерес детей к движению, способствует формированию
физических качеств, развивая одновременно ориентировку в пространстве,
сообразительность, умение запоминать и выполнять сложные двигательные упражнения.
Дети учатся действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу,
самостоятельность.
Учебно-опытный участок в нашем детском саду является базой опытнической
работы воспитанников. Выполняя несложные опыты с растениями, они знакомятся с
условиями роста и развития сельскохозяйственных растений, учатся правильно
выращивать их, а также проводят опыты и наблюдения, закрепляют, углубляют и
расширяют знания по экологии, полученные на занятиях. В процессе проведения
опытнической работы у дошкольников воспитывается ответственность за порученное
дело, они привыкают доводить начатое дело до конца.
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании ребятами природы, в
воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного
отношения к ней.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательно насыщена,
доступная, безопасная, вариативная, трансформируемая и полифункциональная,
соответствует возрастным возможностям детей.
Проблемы программно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности ДОУ:
- недостаточно дополнительных методических и наглядно-дидактических материалов;
- недостаточно игрового оборудования для организации игровой деятельности детей в
соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Здоровьесбережение в ДОУ
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является
здоровье детей. В детском саду проводится работа по улучшению состояния здоровья
воспитанников и внедрения современных здоровьесберегательных технологий.
С детьми организуются тематические, игровые занятия и игры с валеологической
направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная
деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование,
оздоровительно-игровые часы. Посещаемость и заболеваемость детей регулярно
анализируется старшей медсестрой и педагогическим коллективом ДОУ. В детском саду
осуществляется контроль за выполнением режима дня, выполнения двигательного
режима, графика проветривания. В учреждении была выстроена четкая система
взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику и
коррекцию нарушений состояния здоровья как у воспитанников ДОУ, так и у сотрудников
детского сада (плановые профилактические осмотры, диспансеризация).
В работе с родителями особое внимание уделяется консультативной помощи,
оформлению тематических стендов, проведению дней открытых дверей, дней здоровья с
участием родителей, индивидуальное консультирование по текущим проблемным
вопросам, совместные проекты по формированию у детей ЗОЖ, совместные спортивнооздоровительные мероприятия.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса
способствует и соблюдение требований СанПиНа при организации образовательного
18

Медицин Образование
а

процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении
материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической
и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдение
санитарно-гигиенических требований (профилактические, санитарно-гигиенические и
противоэпидемические мероприятия).
Организации питания в детском саду уделяется особое внимание, т.к. здоровье детей
невозможно обеспечить без рационального питания. Учреждение обеспечивает
сбалансированное 3-х разовое питание воспитанников в соответствии с их возрастом,
примерным десятидневным меню. Контроль за качеством питания, разнообразием и
витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом
блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков
реализации продуктов питания осуществляет заведующий
Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ:

все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к
простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии
здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов;

рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с
низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового
образа жизни;

нет инструктора по физическому развитию детей;

Недостаточная оснащенность материально-технической базы учреждения для
организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в
ДОУ.
Социальное партнерство МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка»
В дошкольном учреждении разработана и активно реализуется программа социального
партнерства, целью которой является создание образовательной развивающей среды,
способствующей успешной социально-культурной адаптации, социализации и
самореализации личности ребенка-дошкольника. В ДОУ созданы условия для
организации дополнительного образования обучающихся, расширения их кругозора,
социализации в обществе. В связи с пандемией соблюдаются все меры предосторожности,
или проходят через интернет.
Напр Наименование
Формы сотрудничества
ав
общественных
ление организаций,
учреждений
БРИОП
Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах,
конференциях, обмен опытом
«СОШ № 3» г. Педсоветы, посещение уроков и занятий, семинары, практикумы,
Кяхта
консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические
встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей,
совместные выставки, развлечения.
Дошкольные
Проведение
методических
объединений,
консультации,
учреждения
методические встречи, обмен опытом
города и района
«Дом детского Экскурсии в ДТ, участие в выставках, смотрах- конкурсах; обмен
творчества»
опытом
Детская
-проведение медицинского обследования;
поликлиника
-связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и
профилактики (консультирование)
Аптека
- приобретение лекарств
19

Физкульт
и
ура
спорт
Информаци Безопасность Культура
онность

Комитет
по
физкультуре и
спорту
Стадион
Детская школа
искусств

-экскурсии с детьми
Участие в спортивных мероприятиях, сдача норм ГТО детьми
старшего дошкольного возраста

-экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования
Экскурсии, посещение выставок, занятия по знакомству с музыкой
разных направлений, инструментами, посещение концертов.
Встречи с преподавателями ДШИ нашего города, экскурсии,
посещение выставок, совместное творчество. Приглашение
преподавателей ДШИ на занятия в ДОУ во время каникул.
Выступление учеников музыкальной школы
Городской
Экскурсии, игры – занятия, встречи сотрудников в музее и в
краеведческий
детском саду, совместная организация выставок, конкурсов, в связи
музей им. В.А. с пандемией просмотр выставок и экскурсией через интернет
Обручева
ресурсы.
Детская
Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с
библиотека
библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для
родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация
встреч с поэтами и писателями.
Театральные
Показ театрализованных постановок на базе ДОУ
коллективы
Пожарная часть Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по
ППБ, консультации, инструктажи.
ГИББД
проведение бесед с детьми по правилам
дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах
ПДН
воспитательно-профилактическая работа
с семьями детей,
находящимися в социально опасном положении
Радио,
Публикации в газетах.
телевидение,
газета
СМИ
Электронные педагогические издания: написание статей из опыта
работы, публикация методических разработок педагогов

Проблемное поле:
- Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников,
населения. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием
детей.
Таким образом, разработка Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в
государственно-политическом устройстве, социально-экономической жизни страны и
целевых ориентиров и связано с желанием родителей поднять уровень развития детей,
укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению
в школе. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались
тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей,
профессиональные возможности педагогов и требования ФГОС ДО.
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЁЛОЧКА»
Дошкольный возраст в жизни ребѐнка отличается от других этапов развития
тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются
психические и личностные качества ребѐнка, ценностное отношение ребѐнка к
окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому
себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей
20

является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения
каждого
воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации
развития качеств и возможностей ребѐнка, что является актуальной задачей современной
педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного
обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является
определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися
запросами населения, а также повышение качества образования через внедрение
современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в
контексте с требованиями ФГОС ДО.
Инновационный характер Программы развития МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка»
реализуется через внедрение современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, обеспечение личностно–ориентированной модели
организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО, позволяющей
ребѐнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать его социальные
компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Ценность качества образовательной деятельности для МБДОУ «Детский сад № 5
«Ёлочка» напрямую связано с ценностью ребѐнка. Стремление простроить
образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и
возможностями ребѐнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребѐнку (его
здоровью, его интересам, его возможностям). С другой стороны - профессиональное
создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе, и в
системе дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития
деятельности МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка» являются:

Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;

Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности
педагогов;

Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение
педагогов в инновационную деятельность;

Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и
экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии
с основными направлениями модернизации российского образования;

Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей
реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых
образовательных результатов;

Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с
учетом индивидуальных особенностей дошкольников;

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через
расширение сети дополнительного образования;
В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы
реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие
организационные формы преобразований в ДОУ:

Гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребѐнка
посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов;
обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения
организации предметно-развивающей среды, жизненного пространства детского сада,
21

с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их
желаниями, склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО;
изменения содержания и форм совместной деятельности с детьми, введения
интеграции различных видов деятельности.

Демократизации,
предполагающей
совместное
участие
воспитателей
специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.

Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех
систем образовательной деятельности.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает
разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической
поддержки каждого ребенка.

Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд,
беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество.

Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого.

Принцип научности предполагает использование современных разработок
педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном
соответствии с их содержанием;

Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья
каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном
представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении
стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями.
Участниками реализации Программы развития МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка»
являются педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и
социальных структур, воспитанники ДОУ.
Основными направлениями деятельности в рамках Программы развития МБДОУ
«Детский сад № 5 «Ёлочка» являются:
1. Совершенствование структуры управления ДОУ.
2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС
ДО.
3. Повышение компетентности педагогов ДОУ.
4.
Программно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательной деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
5. Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
6. Построение системы социального партнерства МБДОУ «Детский сад № 5
«Ёлочка».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБДОУ «Детский
сад № 5 «Ёлочка»
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного
роста в условиях заданных ФГОС ДО;
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их
образования;
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии
детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ,
- качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать
успешному обучению ребѐнка в школе.
2. Для педагогов:
22

- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального
мастерства;
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций
дошкольника;
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических
технологий;
- поддержка инновационной деятельности.
3. Для МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка»:
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников в
соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- органы государственного и общественного самоуправления
учреждением
способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных
средств;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- будут налажены связи с научно–методическими объединениями;
- будут обновляться и развиваться материально–технические и медико–социальные
условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Реализация программы позволит сделать процесс развития МБДОУ «Детский сад №
5 «Ёлочка» более социально–ориентированным и адаптированным к условиям, заданным
ФГОС ДО.
Программа будет реализована в 2021-2026 годы в три этапа:
1-й этап (2021г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условий для
реализации программы):

разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии
с Программой развития;

создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной
реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной
модели развивающего образовательного пространства.
2-й этап (2021-2026гг.) – Практический этап (работа по преобразованию
существующей системы):

апробирование модели, обновление содержания, организационных форм,
педагогических технологий;

постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой;

периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой;

коррекция мероприятий.
3-й этап (2026г.) Итоговый (аналитически-информационный этап):

мониторинг эффективности реализации программы;

аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших
в учреждении;

реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
Элементы риска развития программы
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:

недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников,

недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья
детей затрудняет получение детьми с хроническими заболеваниями качественного
дошкольного образования,
23

быстрый переход на новую программу развития МБДОУ «Детский сад № 5
«Ёлочка» может создать психологическое напряжение у части педагогического
коллектива.
Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим Советом
МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка».
Управление реализацией Программы осуществляется заведующий МБДОУ
«Детский сад № 5 «Ёлочка» О.Ю. Кудрявцева.
ОСНОВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЁЛОЧКА»
№
Содержательные
Мероприятия
Период
характеристики
реализации,
годы
1. Совершенствование структуры управления ДОУ
Нормативно-правовое
Корректировка
имеющейся
базы
2021 г.
1.
обеспечение
- нормативно-правового обеспечения в
корректировка
в соответствии с ФГОС;
соответствии с ФГОС;
Разработка
новых
необходимых
локальных актов;
Оценка готовности ДОУ к работе в
соответствии с ФГОС ДО
Анализ эффективности и Разработка системы контроля качества
2021 г.
2.
корректировка основной оказываемых образовательных услуг
По
мере
общеобразовательной
Подбор и апробация диагностическихнеобходимости
программы
ДОУ
в материалов,
позволяющих
соответствии
с контролировать качество образования (на
изменениями
системы основе ФГОС ДО)
образования,
запросов Внесение
изменений
основной
семей
воспитанников, общеобразовательной программы ДОУ в
общества.
соответствии с изменениями системы
образования,
запросов
семей
воспитанников, общества.
Усиление
роли Обеспечение
открытости
участия
Постоянно
3.
родителей и признание органов самоуправления в управлении
Постоянно
за ними права участия ДОУ через официальный сайт
по
мере
при решении вопросов Выявление
образовательныхнеобходимости
управления
потребностей и интересов родителей и их
учет при решении вопросов управления
Привлечение родителей к управлению
образовательным учреждением через
работу Совета ДОУ, Родительского
комитета.
2. Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС
ДО
Организационное,
Проведение
системы
методических
2021 -2026
4.
научно-методическое,
мероприятий по вопросам реализацииг.
консультационное
и ФГОС
ДО
и
основной
экспертное
общеобразовательной
программы
сопровождение
учреждения
разработки
нового Разработка
системы
планирования
содержания образования (ежедневного,
перспективного,
в
в
соответствии
с соответствии
с
реализуемыми


24

5.

6.

основными
направлениями
модернизации
российского образования
Обеспечение
индивидуального
подхода к детям с
особыми
образовательными
потребностями
Внедрение
системы
инновационных
образовательных
технологий

общеобразовательными программами и
проектами)
Создание мониторинга оценки качества
образования в ДОУ.
Внедрение
модели
интеграции
специалистов в работе с детьми сг.
речевыми нарушениями и трудностями в
эмоционально-волевом развитии

Разработка системы мотивационных
мероприятий,
направленных
наг.
вовлечение педагогов в инновационную
деятельность
Посещение семинаров, практикумов,
мастер-классов, открытых мероприятий с
трансляцией опыта по применению
инновационных технологий
Создание
системы
Создание условий взаимодействия ДОУ
7
и и семьи, разработка циклограммыг.
. консультирования
сопровождения
мероприятий
по
консультированию
родителей
семей воспитанников
Разработка методических материалов и
выбор
форм
взаимодействий
с
родителями воспитанников

2021 -2026

2021 -2026

2021 -2026

3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ
9.

10.

Создание условий для
повышения
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов

Изучение качества профессиональной
По
мере
деятельности и определение личныхнеобходимости
потребностей сотрудников в обучении
Составление
индивидуальных
перспективных
планов
повышения
квалификации педагогов
Обучение
педагогов
на
курсах
повышения квалификации
Активизация
работы с молодыми
педагогами
через
организацию
наставничества
Подготовка и сопровождение аттестации
педагогических
и
руководящих
работников
Повышение
Организация
обучения
педагогов
По
мере
компетентности
применению
тематическогонеобходимости
педагогов в вопросах планирования
в
образовательном
ведения документации в процессе в соответствии с ФГОС ДО
соответствии с ФГОС Организация
обучения
педагогов
ДО
написанию
рабочих
программ
в
соответствии с ФГОС ДО и основной
общеобразовательной
программой
детского сада
Организация
обучения
педагогов
составлению
индивидуальных
25

маршрутов сопровождения развития
воспитанников
с
особыми
образовательными потребностями
самообразования
2021 – 2026
11. Вовлечение педагогов в Стимулирование
инновационную
педагогов в области ФГОС ДО
г.
деятельность
Участие
членов
педагогического
коллектива и подготовка воспитанников
к участию в конкурсах разного уровня;
муниципальном,
региональном,
федеральном
Организация
методического
сопровождения
педагогов
для
обеспечения соответствия требованиям
Профессионального стандарта педагога в
ДОУ
Введение
системы
транслирования
педагогического опыта воспитателей
через проведение открытых просмотров
занятий, мастер-классов и других
инновационных форм и методов работы с
детьми и родителями
Обобщение опыта и публикации в СМИ и
печатных изданиях
Повышение
ИКТСоздание электронных документов в
По
мере
12.
компетентности
образовании
(планирование,необходимости
педагогов
диагностики,
отчеты,
организация
детской деятельности, рабочие листы,
«портфолио» детей и педагогов т.д.)
Повышение квалификации педагогов на
внешних курсах
Повышение
компьютерной
грамотности
педагогов
через
обучающие семинары- практикумы «
Использование ИК- технологий в работе
с детьми
Создание электронных «портфолио»
педагогов
Открытие
на
сайте
ДОУ
профессиональных блогов специалистов
4.
Программно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ
Приобретение игрушек и методического
По
мере
13. Обеспечение
образовательного
обеспечения в соответствии с ФГОС ДОпоступления
процесса
и
основной
общеобразовательнойфинансировани
дополнительными
Программой ДОУ
я
программноДополнить
учебно-методический
По
мере
методическими
комплект к программе «От рождения допоступления
материалами и наглядно- школы»
финансировани
дидактическими
я
пособиями, игровым и
техническим
26

оборудованием
Развитие
предметно- Постоянное отслеживание состояния
Постоянно
пространственной среды пространственной
предметноДОУ
разевающей среды в соответствии с
ФГОС ДО, ее модернизация и развитие
5. Здоровьесбережение в ДОУ
Составление программы мероприятий по
2021
15. Совершенствование
системы
здоровьесбережению
здоровьесберегающей
Привлечение социальных партнеров к
деятельности
мероприятиям по здоровьесбережению
учреждения с учетом
индивидуальных
особенностей
дошкольников
Система информирования родителей в
постоянно
16. Совершенствование
системы работы с семьей группах
по
вопросам
по здоровьесбережению
здоровьесбережения
Внедрение активных форм работы с
семьей (мастер - классы, круглые столы,
семинары-практикумы, консультации)
Развитие разнообразных, эмоционально
насыщенных
способов
вовлечения
родителей в жизнь детского сада
(конкурсы, соревнования, проекты и др.
формы работы)
Обновление странички здоровья на
сайте ДОУ
предметно- Оснащение физкультурной площадки на
По
мере
17. Развитие
пространственной среды улице современным покрытием
поступления
ДОУ
в
рамках Пополнение
предметно-финансировани
здоровьесбережения
пространственной
среды
ДОУя
спортивным
инвентарем
и
По
мере
оборудованием
поступления
финансировани
я
6. Социальное партнерство МБДОУ
Расширение
спектра Заключение договоров с библиотекой,
Ежегодно
18.
взаимодействия ДОУ с Центром детского творчества, школой,
социокультурными
включение совместных мероприятий в
учреждениями
города план работы ДОУ
для
формирования
социальноадаптированной,
успешной личности
Обеспечить
Создание
информационноПостоянно
19.
функционирование ДОУ коммуникативной среды посредством
как открытой системы
использования сайта ДОУ, трансляции
опыта работы ДОУ в СМИ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития детского сада
должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
14.

27

1. Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2. Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской
общественности.
3. Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса.
4. Развитие педагогического потенциала.
5.
Улучшение
материально-технического
обеспечения
и
предметнопространственной среды ДОУ для реализации программы дошкольного образования
6. Доступность системы дополнительного образования
7. Расширение образовательного пространства через
сотрудничество с
социокультурными учреждениями микрорайона и города
Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать:

качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу
и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ «Детский сад
№ 5 «Ёлочка» с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов;

совершенствовать систему педагогического мониторинга;

создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского
сообщества;

обновить содержание и технологии дошкольного образования;

построить динамичную, безопасную развивающую среду.
Ожидаемые социальные эффекты Программы развития МБДОУ «Детский сад № 5
«Ёлочка».
•
Повышение качества образовательного процесса.

Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня
компетентности педагогов.

Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение
опыта работы.

Повышение уровня компетенции педагогов.

Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в
конкурсном движении.

Распространение педагогического опыта.

Участие ДОУ в проектах района, города, республики, страны.

Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к
совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста

Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях
ребенка и получение обратной связи.

Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях.

Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в
семье.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Организационные

Организация временных творческих групп для реализации Программы развития;

Внесение изменений и дополнений в ООП;
28

Обсуждение Программы с родительской общественностью.
Кадровые

Расширение деятельности по распространению ППО в системе образования
района и города;

Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех
сотрудников детского сада;

Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации
кадров;

Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности и
творческой инициативы, прогнозирование положительных результатов.
Материально-технические

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, безопасной
и здоровьесберегающей среды помещений и участков;

Дидактическое оснащение программы «От рождения до школы» и программ
дополнительного образования; пополнение спортивного оборудования и
технического оснащения;

Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов;

Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и
современных санитарно-гигиенических, безопасных и психолого-педагогических
требований.
Социально-культурные

Расширение сотрудничества с социальными партнерами;

Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников.
Нормативно - правовые и финансовые
Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность
учреждения по выполнению Программы
Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на:

расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;

расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических
материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов,
оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов,
необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания
развивающей
предметно-пространственной
среды,
приобретения
обновляемых
образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на
актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки
на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного,
оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов,
связанных с подключением к информационной сети Интернет;

расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием
педагогических работников по профилю их деятельности;

иные расходы, связанные с реализацией Программы».
Научно-методические

Учет современных ориентиров дошкольного образования и передового
педагогического опыта МБДОУ «Детский сад № 5 «Ёлочка»;

Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения
реализуемых программ;

Разработка мониторинга качества образовательного процесса


29

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в определенной
последовательности с использованием алгоритма контроля:
Цель контроля - объект контроля- разработка плана контроля - сбор информации первичный анализ изученного – выработка рекомендаций - проверка исполнения
рекомендаций.
Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя
несколько этапов:

Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в
виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники).

Изучение документации.

Обработка полученной информации.

Обсуждение на педагогическом совете полученных данных, их анализ и
интеграция.
 Утверждение на педагогическом совете
направлений корректировки
педагогического процесса; Совете МБДОУ - способов взаимодействия
ДОУ и семьи.

Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта.

Разработка рекомендаций.
По каждому направлению Программы развития оценка результатов будет
осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки отдельного
направления будет разработан в ходе реализации Программы.
Информация о реализации программы будет размещаться на сайте образовательного
учреждения.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».